С самого рождения ребенок слышит ритмичные, но пока непонятные для себя звуки: раз, два, три, четыре, пять… Как же рассказать ребенку о цифрах, чтобы было понятно, что 4 яблока соответствуют непонятному значку, похожему на перевернутый стул. А 2 яблока соответствуют символу, напоминающему красивого лебедя.
Считается, что говорить о цифрах надо тогда, когда ребенок заинтересуется этим вопросом. Но в наше время в первый класс приходят дети, которые уже и читают со скоростью взрослого и вполне уверенно считают до 10. Поэтому обычно в подготовительный год до школы взрослые рассказывают о цифрах и объясняют логику счета.
Каждое занятие для детей проходит гораздо эффективнее, когда в ней присутствует элемент игры или чего-то занимательного, интересного именно вашему ребенку дела. Знакомство с символами цифр обычно происходит уже после того, как ребенок уже более-менее осмысленно умеет перекладывать предметы считая их: 1 кубик, 2 кубика, 3 кубика… Предлагаю несколько вариантов знакомства с цифрами для детей от 4-х лет, для тех, кто уже освоил алфавит, чтобы не путаться в значках и символах.
Раскрашиваем по цифрам
Замечательное занятие для любителей разукрашивать готовые раскраски. Их можно приобрести альбомом или распечатать из интернета. Внизу каждой раскраски делаем легенду: например, 1 – будет соответствовать красному цвету, 2 – зеленому, 3 – желтому и так далее. Затем, все отдельные области раскраски отмечаем цифрами. На следующей раскраске меняем соответствия цифр и цветов.
Для ребят младшего школьного возраста задание усложняем. В раскраске отмечаем не цифры, а коротенькие примеры: 1 + 1, 2 – 1.
Картинка весёлый счет. Собираем пазлы
Нарезаем любую среднюю или крупную картинку на равные полоски. Полоски последовательно отмечаем цифрами. Это упражнение тренирует запоминание последовательности счета.
Фантазируем
Для запоминания символа цифры фантазируем с ребенком вместе. Рисуем на альбомном листе цифру и дорисовываем ее до знакомого предмета. Например, цифра 3 – это часть красивой бабочки, а цифра 1 – часть большой елки. Это упражнение хорошо для детей, у которых доминирует ассоциативная память.
Любой математик скажет, что счет до 10 – это основа. Учите ребенка цифрам без спешки. Ищите одинаковые предметы, которые можно считать (2 стула, 5 камешков, 3 голубя). Сравнивайте количество простыми понятиями «больше» и «меньше», прыгайте 5 прыжков и бегайте ровно 1 минуту. И кто знает, может быть именно ваш маленький гений сделает в будущем большое открытие.